Футбольные менеджеры - это совершенно особый жанр компьютерных игр. Тут в очень необычный клубок сплетается симулятор жизни футбольного клуба и тренера со стратегией на макро и микро уровне. Общая суть всех подобных игр такова - вы выбираете клуб для управления, устраиваете переходы игроков, подбираете тактику и состав на сезон, определяете бюджет в части разделения зарплат, премиальных и еще массы аспектов, управляете тренировочным процессом. А потом, уже в сезоне, изучаете соперников, смотрите на сам матч в том или ином виде, делаете замены, ободряете игроков, кричите с виртуальной скамейки и все такое прочее.
Серия Champioship Manager, а потом, после перехода прав на данное название к издателю, Еidos, Football Manager - это икона всех любителей спортивных игр, да и игр вообще. Судите сами, существует она с 1992 (!!!) года и в создании какой еще игры, помимо программистов, дизайнеров, менеджеров принимает участие еще несколько десятков тысяч человек со всего мира. Эти люди скурпулезно собирают информацию об игроках, тренерах, клубах, персонале, стадионах и всем прочем, что относится к футболу. К версии 2009 года подробно описана и симулируется футбольная жизнь несколько десятков стран со всего Света, в том числе, что очень приятно, и России, включая первую лигу. Разумеется, все имена и названия клубов в точности повторяют реальный футбольный мир.
Но главное достоинство Football Manager - это макро и микро движки. Тут у каждого игрока есть порядка 50 внутренних параметров, которые определяют его уровень игры. Есть такие параметры и у коллектива как целого: сыгранность, гармония, взаимодействие и т.д. И все эти параметры учитываются во время матча, причем, что самое удивительное и приятное, не только во время матча, который вы проводите, но и всех остальных матчей в симулируемом футбольном мире. Т.е. здесь не может MЮ образца 2009 года проиграть, скажем, Рубину со счетом 5-0. Точнее может, на шанс этого очень мал, как и в реальной жизни. При этом и макро движок очень хорош. Ведомые компьютерным интеллектом клубы делают вполне осмысленные транферы, зачастую перехватывая на флажке выгодных и талантливых игроков, отлично выбирают состав, противодействуют тактике соперника, не дают укрепляться конкурентам, но в тоже время не отказывают в переходе, если за игрока предложить астрономическую сумму - все как в реальном мире. При переходах учитыватся и личные пожелания игроков. Скажем, футболист душой прикипевший к Реалу может не пойти в Барселону и наоборот. Или, например, игрок сидящий в запасе в английском чемпионате может не захотеть переходить в Россию даже на существенно большую зарплату и ключевую роль.
Сама игра выглядит скорее как немного приукрашенная бухгалтерская программа - вы постоянно смотрите на различные списки с кучей цифр и принимаете на их основе какие-то решения. Сам матч долгое время оставался в виде подробной текстовой трансляции с кучей статистики по каждому игроку и командам. Где-то с 2003 года появился графический движок в котором футболисты отображались движущимися кружками с перемещающимся между ними мячом. И, наконец, в 2009 году появился полноценный графический движок, где футболисты уже в виде нормальных людей с неплохой анимацией. Совсем не FIFA, но и то хлеб. Главное то, что делают эти фигуры на поле вполне похоже на нормальный футбольный матч и из этого зрелища можно сделать полезные выводы о проблемах и сильных сторонах игры управляемой команды и конкретных игроков.
Все то, что написано сверху не имело бы никакой ценности, если бы в игре не было какой-то неуловимой магии. Мне довелось попробовать несколько тысяч компьютерных игр за 15 лет геймерского стажа и ни одна из них не вызывала у меня таких эмоций как Football Manager. Я испытываю реальную радость и переживания глядя как небольшие фигурки на поле держат удар от более сильной команды, забивают голы, выигрывают кубки и чемпионаты. Ужасно переживаю, когда игра не идет и мои подопечные не могут справится с сравнимым по силам соперникам. Знаю все сильные и слабые стороны каждого игрока и огорчаюсь, если пестуемые годами лидеры решают продолжить карьеру в каком-нибудь гранде. Вот и сейчас ведомый мной Спартак, который в 2009 году под моим чутким руководством взял чемпионат России, кубок страны и кубок Уефа. В 2010 взял уже Суперкубок Европы в упорнейшем матче с Арсеналом, идет к очередному чемпионству и ведет борьбу в компании Ювентуса и Севильи в лигочемпионской группе. Почему я так это описываю, да потому что в FM нет уровней сложности и читов на изменение результата матча. Уровень сложности определяется клубом, который вы собираете тренировать. Выберите МЮ и вам будет не очень сложно, хотя и результат вы должны выдать сразу - иначе уволят. Выберите клуб 4-ой английской лиги и будете упорно, годами пробиваться через тернии заштатных турниров к большим стадионам и и игрокам. И, скорее всего, провалитесь. Здесь нельзя сесть и начать выигрывать матч за матчем. Нужно получить опыт, прочитать сотни страниц фанатских руководств и советов на форуме. Причем каждый год движок игры совершенствуется, так что старые тактики вполне могут перестать работать. Здесь очень многое можно и нужно перенять у реального футбольного тренера ибо симуляция достоверна и каждый год становится еще более приближенной к самой популярной игре с мячом в мире.
Конечно, у FM есть и немало недостатоков. И главный из них - это огромные объемы времени, которые требуются на полноценную игру. Чтобы вменяемо отыграть один футбольный сезон нужно часов 10 реального времени. И большую часть этих часов вы проведете, изучая те самые списки и таблицы, выбирая игроков для покупки, тактики и делая замены. Тем удивительнее, что у игры есть армия поклонников, насчитывающая несколько сотен тысяч людей, которые проводят недели реального времени за управлением любимыми клубами.
В общем, если говорить конкретно о FM 2009 - то с появлением графического движка, теперь можно с полным правом сказать, что это одна из лучших компьютерных игр в истории. Настоящая находка для любителя вдумчивых стратегий и футбола. Настоятельно рекомендую попробывать свои силы на виртуальном тренерском мостике.